Игоря Смиренного вдохновили братья Васнецовы, Бенуа и Врубель Житель нашего района, главный редактор журнала «Тара и упаковка» Игорь Смиренный всю жизнь посвятил упаковке. В его коллекции насчитываются тысячи экземпляров жестяных банок, стеклянных бутылок и пузырьков, фантиков, коробок и этикеток. Я всегда увлекался коллекционированием, — рассказал Игорь Смиренный.
— Собирал фантики, марки, бумажные деньги, состоял в […]Игоря Смиренного вдохновили братья Васнецовы, Бенуа и Врубель
Житель нашего района, главный редактор журнала «Тара и упаковка» Игорь Смиренный всю жизнь посвятил упаковке. В его коллекции насчитываются тысячи экземпляров жестяных банок, стеклянных бутылок и пузырьков, фантиков, коробок и этикеток. Я всегда увлекался коллекционированием, — рассказал Игорь Смиренный. — Собирал фантики, марки, бумажные деньги, состоял в Московском клубе бонистов (историческая дисциплина, изучающая вышедшие из употребления денежные знаки и боны. — Ред.). Мне было 45 лет, когда приятель подарил пробные оттиски упаковок парфюмерии XIX века с изображениями женских головок в стиле русского модерна. С них и началась моя коллекция. В 1980-х годах выпускник МАДИ Игорь Смиренный начал вести рубрику о транспортной таре в журнале «Промышленный транспорт». — В 1989 году на выставке «УпакИталия» я познакомился с её директором, который и предложил создать журнал «Тара и упаковка», — говорит Игорь. В то же время пополнялась и личная коллекция Игоря. Он раскапывал историю каждой этикетки и узнавал любопытные факты, например о том, что упаковку для московских парфюмерных фабрик «Новая заря» и «Свобода», основанных в XIX веке, инкогнито оформляли известные художники: братья Васнецовы, Иван Билибин, Александр Бенуа, Михаил Врубель. Фабриканты держали их фамилии в тайне от конкурентов. Обед космонавта Коллеги с увлечением присоединились к созданию коллекции упаковок. В шкафах редакции росло количество банок, бутылок, альбомов с этикетками. По сути, личная и редакционная коллекции стали одним целым. — Сейчас я удивляюсь ценам в антикварных магазинах, — говорит коллекционер.
— А в 1990-х годах два чемодана бутылок XIX века мне бесплатно достались от одного парня, которому сказала жена: «Или я — или бутылки!» А одна девушка подарила мне рюкзак и чемодан этикеток, оставшихся от деда. В коллекции есть большой раздел советских этикеток. Всю упаковку в СССР делали художники московского комбината «Союзпродоформление». — Рисовали вручную, — продолжает Игорь Смиренный. — Они рассказывали, как создавали эскизы знаменитых винных этикеток с аистом: ехали в командировку в Молдавию и жили там месяц, изучали местный колорит. Такие командировки были обычной практикой. Есть в коллекции Смиренного и современные интересные упаковки. — Например, коробки от питания космонавтов или саморазогревающегося солдатского обеда. Я считаю, что вся коллекция принадлежит коллективу журнала. И хранится она до сих пор в основном в редакции. Открыть музей снова В 1997 году в Политехническом музее коллекцию представили на выставке «Упаковка из старой Москвы». — Был аншлаг, — вспоминает Игорь. — Предложили открыть в Политехе отдел, посвящённый истории упаковки. Он успешно работал с 1999 до 2010 года. Я и сотрудники редакции, среди которых была и моя жена, проводили экскурсии. Но после закрытия Политехнического музея на реконструкцию мы остались без помещения.
Экспонаты коллекции Игоря Смиренного можно увидеть на выставках в Москве. В этом году, например, в составе экспозиций «Серебряный век русского фантика» в парке Горького, «У самовара» в Коломенском, «Тара и упаковка в годы Великой Отечественной войны» в полиграфическом техникуме № 56. Сегодня Игорь Смиренный продолжает пополнять свою коллекцию и пытается возобновить работу музея упаковки.
Юлия ВАНИНА